Общая информация по Системам менеджмента качества
Системы менеджмента качества
В современном мире нет ни одной отрасли деятельности, где бы ни поднимался вопрос качества продукции или услуг. Все идет от того, что теперь нет рынка поставщика, а есть рынок потребителя. Потребитель (покупатель) диктует, что ему нужно, какого качества и в каком количестве.
«Нам совершенно недостаточно иметь потребителя, который просто удовлетворен… Прибыль в бизнесе приходит от постоянных покупателей, потребителей, которые хвастаются вашим продуктом или услугой и которые приводят к вам своих друзей» (Эдвард Деминг). Это очень важное замечание одного из гуру менеджмента, которое подводит к мысли о важности ориентации на потребителя, что в первую очередь означает изучение того, «Какое качество необходимо потребителю?». Это относится как к качеству продукции, так и к качеству оказываемых услуг.
Одним из методов повышения качества, производительности и прибыльности компаний является внедрение стандартов на системы менеджмента, разработанные Международной организацией по стандартизации (ISO). В области качества действует стандарт ISO 9001:2015 «Системы менеджмента качества. Требования».
Стандарт построен на следующих принципах:
- Ориентация на потребителя;
- Лидерство руководства;
- Вовлечение работников;
- Процессный подход;
- Улучшение;
- Принятие решений, основанное на фактах;
- Менеджмент взаимоотношений.
Внедрение принципов и требований стандарта позволяет улучшать деятельность компании на постоянной основе.
Системы менеджмента качества, в соответствии со стандартом ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015).
Семейство стандартов ИСО 9000, перечисленных ниже, было разработано с целью оказания помощи организациям всех видов и размеров при внедрении и обеспечении функционирования эффективных систем менеджмента качества:
ISO 9000:2015 (ГОСТ Р ИСО 9000-2015) «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» описывает основные положения систем менеджмента качества и устанавливает терминологию для систем менеджмента качества»;
ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015) «Системы менеджмента качества. Требования» - устанавливает требования к системам менеджмента качества для тех случаев, когда организация должна продемонстрировать возможность изготавливать продукцию (оказывать услуги), отвечающую требованиям потребителей и установленным к ней обязательным требованиям, и направлен на повышение удовлетворенности потребителей. В ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015) установлены основные требования к СМК, включая требования к процессам СМК, документации, действиям руководства, персоналу, инфраструктуре и деятельности организации в целом, включая контроль и анализ (всего более 50 прямых требований). Этот стандарт используется для сертификации.
ISO 9004:2009 (ГОСТ Р ИСО 9004-2010) «Менеджмент с целью достижения устойчивого успеха организации. Подход с позиции менеджмента качества» дает руководство для поддержания устойчивого успеха любой организации в сложной, предъявляющей требования и постоянно меняющейся среде с точки зрения менеджмента качества»;
ISO 19011:2018 (ГОСТ Р ИСО 19011-2021) «Руководящие указания по проведению аудита систем менеджмента» содержит методические указания по проведению аудита (проверки) систем менеджмента.
Данный комплекс стандартов на системы менеджмента качества, предназначен для улучшения взаимопонимания в национальной и международной торговле. Они направлены как на повышения качества продукции (услуг) так и на улучшение деятельности организации в целом.
ОС «РСМ» является официальным партнером как отечественных, так и зарубежных органов по сертификации, в частности, «LL-C Certification» (Чешская республика) (IAF), а также является официальным эксклюзивным партнёром органа по сертификации INSPECT ULUSLARARASI BELGELENDIRME VE GOZETIM HIZ TIC LTC STI (Турция) (IAF).
Разработкой, обучением и внедрением системы менеджмента качества (ISO 9001) занимается экспертный центр «Системный Консалтинг» – наш партнер.